Давать ли детям волю?

Среди родителей и педагогов часто можно встретить сторонников точки зрения, что особенно заниматься воспитанием детей не надо. А нужно позволить им делать все, что угодно. Мол, они сами достаточно мудры (что соответствует истине, в отличие от последующего далее вывода), а потому пусть развиваются естественно.

Есть и прямо противоположная теория, согласно которой ребенка нужно держать в «ежовых рукавицах».

Однако заблуждаются и те, и другие. Именно об этом и пишет в своей книге «Созидая Человека» знаменитый грузинский педагог Ш. Амонашвили:

«Может быть, дать детям волю? Пусть делают, что хотят и как хотят… Но это ни больше ни меньше как преступление перед детьми: мы будем губить их, оставляя в плену собственных импульсов и не направляя процесс развития способностей…

Может быть, тогда выберем другую крайность: заставлять, принуждать детей подчиняться воле своих воспитателей, воле взрослых?.. Такая точка зрения тоже имеет свои опоры в многовековой практике миллионов воспитателей.

Такая стратегия воспитания тоже не вызывает во мне особой симпатии. Я не могу принять ни хаотическое, было бы вернее сказать безответственное воспитание, ни императивное, тем более диктаторское.

Я выбираю другую позицию. Она не «золотая» середина между предыдущими, а совсем другая — гуманистическая. И основывается она на мудрой классической формуле: «Ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет»… Истинная гуманистическая педагогика — это та педагогика, которая способна добровольно расположить ребенка к воспитанию, способна возбудить в нем стремление, бессознательное и сознательное, воспитываться, быть воспитуемым»


Ребенка до года можно избаловать

Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы (как впрочем, и многое другое в книгах Спока) в свете последних данных психологии не выдерживают никакой критики. Именно тактильный контакт (когда ребенок на руках) и спокойный ласковый голос мамы дают ребенку уверенность, снимают напряжение и тем самым создают предпосылки для самостоятельности.

Всем родителям желательно усвоить одну простую вещь: в первые месяцы жизни (примерно до года) нет никакой опасности избаловать ребенка. Любви и ласки никогда не бывает слишком много.

У маленького ребенка кроме потребности в еде, сне, движении есть еще и потребность в любви, общении, ласке. По мнению психологов, родители, дающие ребенку все это, закладывают основы характера счастливого и уверенного в себе человека.

В книге Б. Спока «Ребенок и уход за ним» я с удивлением обнаружил следующие строки: «Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15–30 минут…» Я не знаю, может и есть родители, которым удавалось спокойно наблюдать, как их ребенок надрывается в течение 15–30 минут, но мне лично это не под силу. Да и зачем? Не лучше ли успокоить ребенка, помочь ему.

Один из распространенных мифов, состоит в том что крик укрепляет легкие. Даже если это так, то что для вас важнее — отсутствие стресса у ребенка или же легкие, как у подводника?

Кстати, проводимые психологами исследования показали, что у детей, которые в раннем возрасте видели много тепла и ласки, будущий брак оказывается более прочным.

Если ребенку уже на первых неделях отказывают во внимании и общении, он может впоследствии стать робким, интровертным и замкнутым. Дети, на плач которых не обращали внимания в первые дни жизни, становились плаксами в возрасте 3–5 лет. Беря ребенка на руки, ласково его обнимая, мы вовсе его не балуем, а даем первые уроки доброты и любви.

Когда ребенок немного подрастет (до года), можно и не бежать к нему сразу после первого писка. Постепенно его следует приучать к тому, что иногда надо и подождать, иначе он быстро сообразит, что к чему, и «сядет на шею родителям».

§